СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ А.С.МАКАРЕНКО

ВИНОГРАДОВА-БОНДАРЕНКО В.Е.,

А.С.Макаренко внес весомый вклад в развитие теории и методики воспитания беспризорных детей. Методы психоморальной адаптации в детском коллективе, которые он разработал и испробовал на практике, не утратили своей актуальности и в наше время.

Процесс гуманизации, который происходит в Украине, все больше обращает внимание общества на проблему беспризорного детства. Большое количество детей, у которых есть родители, оказались на улице. Одной из главных причин побегов детей из дома является распад семейных отношений. Если дома ребенок страдает из-за невыполнения родителями своих обязанностей и из-за преступных злоупотреблений, побег на улицу становится для них последним способом защиты. Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но оказывается, что в действительности условия там значительно хуже. И юные беглецы живут на вокзалах, в подвалах, на чердаках, пополняют ряды наркоманов, стают жертвами криминальных элементов. Очень часто оказывается, что дети, которым 15-16 лет, закончили один – два класса, или никогда не ходили в школу. Обычно эти дети растут в неблагополучных семьях, но никто в таких случаях вовремя не информирует соответствующие органы, а сами беспризорные считают, что им для жизни вполне достаточно начального образования.

А.Макаренко считал, что воспитание и образование беспризорных детей играют важную роль, особенно к восемнадцати годам. По мнению Антона Семеновича, для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного “воспитанного” мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов. У малограмотных иногда рецидивы бывают [3,т.7, с.46].

Следовательно, особое внимание надо уделять работе с “трудными” детьми, которые есть в каждой школе, каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей.

А.С.Макаренко считал одной из причин появления “трудных” детей ненормально сформированные отношения между детьми и взрослыми в семье и школе.

Организовывая образовательно-воспитательные учреждения, Антон Семенович на первый план выдвигал идею счастья, достижения счастливого детства. Воспитанники А.С.Макаренко не имели семьи, их семьей была колония. Организовать семейные отношения между колонистами ему помог принцип разновозрастности.

А.С.Макаренко считал, что воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может осуществляться разными методами. Принципы воспитания, если они показывают правильное равновесие законов, влияний и социальных требований, могут быть только частью единственного педагогического кодекса.

Сейчас в Украине работает 39 школ-интернатов для детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, 50 детских домов системы Минобразования, 43 дома ребенка Министерства охраны здоровья, 58 домов-интернатов для детей-инвалидов Минтруда. Организовываются также детские дома семейного типа, их сегодня – 94. Такие детские дома рассчитаны на небольшое количество детей, но в них, как правило, стараются сделать домашнюю обстановку.

Для улучшения функционирования воспитательного процесса с беспризорными детьми Антон Семенович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом – непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. Но бедный социальным содержанием ремесленный труд, обедненное мотивационное значение работы состоящей из самообслуживания при большой утомляемости не могут быть путем полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость и является для него (человека) основной формой проявления личности и таланта. Также в труде имеет большое значение физическое развитие, которое является важным и необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность.

Воспитание, по А.С.Макаренку, основывается не только на передаче социального опыта старших поколений младшим, но является планомерным, целенаправленным влиянием на сознание и поведение человека для того, чтобы сформировать понятия, принципы, ценностные ориентации, которые обеспечивают необходимые условия для развития личности человека и его всесторонней подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности.

Антон Семенович считал, что “... в борьбе с беспризорностью, со всем трудным комплексом, который его сопровождает, нажим есть самым экономичным и самым педагогическим средством...”[3, т.8, с.29].

Важнейшими средствами воспитательного влияния Антон Семенович считал такие группы факторов:

педагогический коллектив и коллектив воспитанников;

повседневная деятельность воспитанника (процесс овладения знаниями, продуктивная работа, общественная деятельность, овладение достояниями культуры, самовоспитание и др.);

дисциплина и режим;

поощрение и наказание;

“многоликие” средства: слово, книга, кино, театр, походы, дружба, личный пример, естественное и общественное окружения и т.п..

Приведем общие требования к внедрению системы средств воспитания человека А.С.Макаренко.

Ведущая роль педагога в воспитании и организации деятельности учеников.

Единство обучения и воспитания.

Определение моральных требований к воспитанникам.

Соблюдение единых требований коллективом воспитателей.

Соответствие содержания и методов воспитательной работы к возрастным особенностям учеников.

Объединение усилий педагогического коллектива и коллектива воспитанников.

Действенность, систематичность, последовательность осуществления воспитательных задач.

Следует отметить, что опытом А.С.Макаренко начали пользоваться еще в 20-х годах, и сегодня с определенными модификациями он может использоваться в учреждениях для беспризорных детей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Дети Украины в условиях переходного периода. Анализ ситуации. - Генезис.-1996.-81с.

Звєрєва І.Д., Лактіонова Г.М. Діти у скруті: альтернативи вирішення проблеми // Практична психологія та соціальна робота.-1998.-№3.-С.9-10.

Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8т., Педагогика.-1983.

Ярмаченко Н.Д. Педагогическая деятельность и творческое наследие А.С.Макаренко. - К.:Радянська школа.-1989.-190с.

 

Основная страница  Программа Материалы Фоторепортаж
Hosted by uCoz