ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В НАСЛЕДИИ А.С.МАКАРЕНКО: ПОТЕНЦИАЛ И СОВРЕМЕННОСТЬ

САВИНОВА (КАРСАКОВА) С.Ю.

Социально-экономические и политические реформы в последние десятилетия в российском обществе изменили традиционное отношение к воспитанию к безусловному приоритету в образовательном процессе. Это незамедлительно сказалось на воспитательном потенциале всего общества и состоянии растущей, развивающейся личности.

Опрос старшеклассников некоторых школ Н.Новгорода в рамках диссертационного исследования С.Ю.Карсаковой (2000 г.) показал состояние социальной незащищенности, некоторую боязнь «взрослой жизни», неуверенности в планах на будущее. Большинство учащихся после школ стремятся продолжить учебу, видя в ней привычный образ жизни. Во многом оторванные от серьезных жизненных реалий, они не спешат приобщаться к ним (3.,с162).

Тенденция к восстановлению приоритета воспитания в сфере образования намечен в Законе РФ «Об образовании» (1996 г.), Программе развития воспитания в системе образования России на 999-2001гг. в разработке концепции отечественного воспитания детей директор Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ С.В. Дармотехин «особое внимание» уделил вопросу «о сочетании стратегии и тактики, созданию современных технологий и методик воспитательной работы» (2.,с.12).

Технологический подход в области воспитания оставался предметом острых споров и дискуссий на протяжении всего XX столетия. А.С.Макаренко одним из первых в педагогической истории. последовательно и неуклонно проводил в жизнь идею воспитания как технологического процесса. В русле проходящей в 1927-1931 гг. в СССР острой дискуссии по проблеме связи школы и воспитания с жизнью, о соотношении организованности и стихийности в социальной сфере А.С.Макаренко горячо откликнулся на это явление. Еще в 1925 году он писал: « Воспитание должно быть организовано как массовое производство… прежде всего по теории здравого смысла (5.,т.1,с.226). Для него задача заключалась в технологической разработке этой идеи.

Технологичность в работе А.С.Макаренко, способность внести педагогическую «целеустремленность» в «детали» жизнедеятельности детей отмечали его современники – А.В.Владимирский, Н.Ф.Остроменцкая, А.С.Попов.

В «Педагогической поэме» А.С.Макаренко констатирует:«Наше педагогическое производство никогда не строилось на педагогической логике, а всегда на логике моральной проповеди… Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесса, учет операций. Конструкторская работа. Применение кондукторов и приспособлений, нормирование. Контроль, допуски и браковка (5.Т.3.,с.391).

Одновременно он подчеркивал, что человеческая личность должна «оставаться для нас человеческой личностью, со всей ее сложностью. Богатством и красотой". Именно поэтому «к ней нужно подходить с более точными измерителями. С большей ответственностью, с большей наукой». Многие «детали» в человеческой личности и в человеческом поведении можно «штамповать в стандартном порядке», но для этого нужна «скурпулезная осторожность и точность». Другие детали требуют «индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом» (там же).

Выделение в технологии процесса воспитания двух взаимодействующих уровней: общей для всех организационной формы воспитания и индивидуализации этой работы – следует считать первоосновой воспитательной технологии А.С.Макаренко, его важным педагогическим открытием. Индивидуализацию воспитания он считал главной задачей воспитателя, основной сферой его педагогического мастерства. Он подчеркивал также важность учета «исходного материала» (5, т.1.,с.139-140; т.3.,с.391).

Технологичность воспитательной работы базируется, прежде всего, на коллективной организации. «Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших потребностей и случаев» (121, т.4. с.65). Он делает вывод «пока мы не придем к необходимому уважению своей технологической науки. Мы не сможем воспитывать детей» (5.,т.1.,с.488).

Подобные утверждения вызывали далеко неоднозначное отношение, даже резкую критику. Отвергая теоретические положения А.С.Макаренко , его оппоненты в большинстве своем соглашались с его практикой. «Коллектив у вас хороший... методы ваши ужасны» (4, т.III, с.270).Не понимая логику его мыщления и действия, говорили о серьезном расхождении между его идеями. Теорией и реальной практикой.

В 60-70-е гг. ХХ в. технологический подход в СССР разрабатывался фактически лишь в учебном процессе. Немногочисленные отечественные журнальные публикации того времени В.П.Беспалько, В.И.Богомоловой, Т.А.Ильиной. М.В.Кларина исследовали прежде всего зарубежный опыт ученых США. Англии, Японии по данной проблеме. Вопрос о педагогической технологии в процессе воспитания не затрагивался в отечественной литературе.

На рубеже 70-80-х гг. ХХ в. проблема педагогической технологии стала отчетливо осознаваться и разрабатываться в сфере профессионального мастерства и «педагогической техники».Вызванная к жизни кризисными явлениями. Происходящими в школьной системе, эта проблема вела к реформированию системы профессионального образования учителя.

Особый интерес проявляли к вопросам педагогической техники и мастерства М.А.Верб, И.А.Зязюн. В.Г.Куценко. Ю.И.Турчанинова. Усиливалось внимание педагогов к проблеме педагогического общения (А.Б.Добрович, Е.Н.Ильин, А.В.Мудрик). а так же психологов (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик).Применительно к работе учителя, воспитателя стали разрабатываться вопросы театральной педагогики, идей К.С.Станиславского ( В.А.Кан-Калик, Г.Кристи, В.И.Малинин).Активизировалась тема профессионально-педагогического самовоспитания(С.Г.Вершловский).

В 90-е гг. ХХ в. в отечественной педагогике начало развиваться самостоятельное направление –технология воспитания. Оно основывалось прежде всего на опыте отечественных педагогов 20-30-х гг.

Обобщая современные исследования в области педагогической технологии, можно выделить характерные черты. Присущие и технологии воспитания: целесообразность, процессуальность, расчленение процесса, его последовательность, непрерывность, рациональность и стабильность; гарантированность педагогического результата на основе постоянной коррекции и обратной связи, индивидуальное мастерство педагога.

Научная школа Н.Е.Щурковой, разрабатывая психолого-педагогические основы воспитательной технологии. к сожалению, ограничивает их пространство взаимодействием субъектов в системе «учитель-ученик», делая предметом своего исследования фактически лишь «воздействие» воспитателя на личность воспитанника.

Исследователи современных школьных воспитательных систем: Л.И. Новикова. В.А. Караковский и др. вносят важнейший корректив в исследование воспитательной технологии, принимая за ее основу «образ жизни» воспитательного учреждения в целом. «Современная технология воспитания должна быть способом снятия противоречия у ребенка между личной свободой и регламентов, между любовью и насилием» (1.,с.595).

Главным недостатком современных исследований и практического опыта в области технологии школьного воспитания является то, что недооцениваются проблемы его критериев коррекции и организационного обеспечения технологии. Разрабатывается в основном взаимодействие в системе «воспитатель-воспитанник», в детской группе. С точки зрения синергетики школьные воспитательные системы так же являются закрытыми системами, так как в основном ограничиваются пространством жизнедеятельности школьного учреждения, мало используя возможности окружающей среды.

Одним из потенциальных направлений в развитии современной технологии воспитания может служить разработка «пооперационного пожхода2 в этой области. В кандидатской диссертации С.Ю.Карсаковой «Педагогическая операция» в истории и современной технологии воспитания (2000г.) на основании сравнительного историко-теоретического анализа был сделан вывод, что проблема «педагогической операции» наиболее ярко представлена в творческом опыте и наследии А.С.Макаренко. Он обосновал и разработал возможность и необходимость «пооперационной» организации воспитательного процесса. Он нашел путь органического сочетания гуманистической направленности воспитания с его высокой эффективностью , массовостью. Соединил воедино взгляд на воспитание как социальное явление и трактовку воспитания как специфической деятельности.

Реализуя концептуальное положение. Выдвинутое А.А,Фроловым в докторской диссертации о четырех основных компонентах воспитательной системы А.С.Макаренко, исследование «педагогической операции» на теоретико-методологическом уровне позволяет рассмотреть ее как одно из главных средств реализации целей воспитания на основе принципа «параллельного действия» (6).

На основании проведенного историко-теоретического исследования «педагогическая операция2 в воспитании может быть представлена как ведущий элемент последовательно развивающегося во времени и пространстве целостного воспитательного процесса, направленного на гарантированное достижение целей и результатов. «Педагогическая операция» включает в себя определенную совокупность действий коллектива воспитательного учреждения (в единстве учащихся и педагогов) и профессиональных умений воспитателя, направленную на развитие личности в определенных условиях, реализацию ее потенциалов в сфере сознания. Жизнедеятельности, отношений. Это позволяет обеспечить единство жизненно-практического и педагогического явлений, общих и индивидуально-личностных задач воспитания.

Освоение «педагогической операции» в современной теории и технологии воспитания ведет к усилению действенности и эффективности воспитания, во-первых, путем перевода идей технологии воспитания в плоскость практических решений и, во-вторых, путем осмысления и развития педагогического опыта на основе «пооперационной технологии» воспитания. Это будет способствовать укреплению взаимодействия теории и практики воспитания, усилению связи педагогики с другими социально-гуманитарными науками.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.-М.,1994.

2. Дармотехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской федерации /Педагогика.-2002.-№1.-С.10-17.

3.Карсакова С.Ю. «Педагогическая операция» в истории и современной технологии воспитания.-Дис ….канд. пед. наук.-Н.Новгород.02000.-195с. (защищена в 2000г.)

4. Макаренко А.С. Педагогичекие сочинения.- В 7 тт.-М..1959-1960.

5.Фролов А.А. Основы педагогической системы.-Горький.,1990.

Основная страница  Программа Материалы Фоторепортаж

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz