ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА НАЧАЛА XX ВЕКА

В НАСЛЕДИИ Г.ВИНЕКЕНА И А.С.МАКАРЕНКО

ОБРАЗЦОВА Л.В.

 

 

Исследователь гуманистической педагогики как интернационального реформаторского движения Г.Рерс относит А.С.Макареко и Г.Винекена, создателя «Свободной школьной общины Виккерсдорф», к самым значительным педагогическим явлениям своего времени [См.: 4, S.47, 101]. Однако вопрос о том, насколько они сами были осведомлены о педагогических находках друг друга не анализировался в истории педагогической науки.

В 20-е годы Винекен стал известен как основатель «Общества друзей новой России» – организации, объединившей прогрессивные, демократические силы Германии. Эта организация ставила своей задачей содействие укреплению и углублению дружбы между немецким и русским народами. По инициативе Винекена учителями и учащимися были собраны денежные средства в пользу голодающих Поволжья.

В 1922 году книга Винекена «Круг идей свободной школьной общины» с предисловием С.Т.Шацкого вышла из печати в издательстве «Работник просвещения» (автор ни гонорара, ни экземпляра своей книги, несмотря на обещания, не получил). В Москву Винекен так и не приехал, хотя приглашение ему было выслано. Связь Винекена с Россией восстановилась благодаря переписке Винекена с исследователем его наследия Ф.Мюллером лишь в 1956 году, когда Мюллер организовывал поездку Винекена в Москву для чтения доклада. Его друг Т.Штекхат сообщал о тех усилиях, которые Мюллер прилагал для плучения Винекеным приглашения. Письмо Винекена к Мюллеру от 25 сентября 1956 года представляет интерес и заслуживает внимания. В нем говорится о том, будет ли его выступление представлять интерес для Академии Педагогических наук, поскольку он сам мог рассматривать себя «скорее как объект, нежели как субъект науки». Здесь же Винекен сообщал: «Второй раз я читаю Макаренко «Дорога в жизнь» (под таким названием в Германии вышла «Педагогическа поэма» – Л.О.) с новым интересом и новой радостью. Я и раньше думал о возможности того, что Макаренко мог отталкиваться от русского перевода моей книги «Виккерсдорф», но я этот перевод, если он вообще существует, не видел никогда; однако же Макаренко начал свою работу еще в 1920 году, «Виккерсдорф» появился только в 1922. С другой стороны, он мог судить о моей работе по украинской публикации, которая появилась в 1917 году, он сам, кажется, украинец, но я этого сочинения не читал и текста его не имею» [1]. О том, что Макаренко начал свою работу через 14 лет после основания «Свободной школьной общины» Винекен упоминает и годом позже в письме Мюллеру от 9.05.1957 [1].

Г.Хиллиг обнаружил в личной библиотеке Макаренко в Кременчугском музее книгу А.Ф.Музыченко «Педагогические течения в Западной Европе и Америке» с карандашными пометками, относящимися к филантропизму и описанию «Свободной школьной общины Виккерсдорф» и школ Г.Литца. Какое впечатление произвело описание учебно-воспитательной работы в Виккерсдорфе на Макаренко, оставило ли оно какой-то след в его воспоминаниях, неизвестно, хотя многие сходные черты обоих воспитательных учреждений действительно обращают на себя внимание.

В сборнике «Воспоминания о Густаве Винекене» есть статья его бывшей ученицы Маргарет Менге Хакс, которая пишет: «Сотрудники советского министерства культуры обратились с просьбой к Винекену, написать книгу конкретно о Виккерсдорфе. В 1921 году она вышла вначале в Советском Союзе, а затем разошлась у нас. Крупская, сама выдающийся педагог, оценила книгу. Макаренко, гениальный воспитатель и всемирно известный педагог из Советского Союза, знал ее. Читаешь «Педагогическую поэму» – «Дорогу в жизнь» и «Флаги на башнях» и чувствуешь в них наш Виккерсдорф. Воспитание коллектива, руководство школой, а вот еше пример, наряду с другими: свободный товарищеский и полный уважения тон учащихся по отношению к учителям, как и, с другой стороны, учителя, придерживающиеся по отношению к юной личности того же тона» [2, S.53]. Несмотря на ряд неточностей, допущенных автором воспоминаний, ею справедливо отмечены общие тенденции в воспитательной работе двух известных педагогов.

Исследователь русской и советской педагогики Леонгард Фрезе отмечает, что «в колониях Макаренко речь идет более чем о педагогической провинции, которая со времен Гете нами понимается как сообщество, поднятое над окружающем миром, с функциями, обслуживающими воспитание, имеющими, благодаря этому смысл, и предназначение, исходящее из него. Речь хотя и идет о молодежной провинции, которую многократно пытались создать в немецком и европейском молодежном движении, однако не в той строгой форме как «школьные общины» у Пауля Гехеба и Густава Винекена» [3, S.238].

Фрезе оценивал учебно-воспитательные учреждения, основанные Винекеным и Макаренко, как уникальные, созданные усилиями талантливых педагогов.

 

 

Литература

Archiv der Jugendburg Ludwigstein. Wyneken-Nachlass. – Sign. 739.

Erinnerungen an Gustav Wyneken. Goettingen, 1996.

Froese, L.: Russische und sowjetische Paedagogik. Ideengeschichtliche Triebkraefte. Heidelberg, 1963.

Roehrs, H.: Die Reformpaedagogik. Ursprung und Verlauf unter interna-tionalem Aspekt. Weinheim, 1991.

Основная страница  Программа Материалы Фоторепортаж
Hosted by uCoz