Воспитательная педагогика А.С.Макаренко

Кваша Борис Филиппович

История педагогики подтверждает феномен А.С.Макаренко в том,что как бы не менялась образовательная идеология в те далекие двадцатые годы социалистического века А.С.Макаренко с его талантом все равно состоялся бы как педагог .

Конечно,первые годы советской власти,ее действия в области народного образования воодушевляли,вовлекали в поиск.Но прошло несколько лет,и обста-новка меняется,наступает период «творчества с оглядкой»,позже жесткий кон-троль. Вполне возможно,что при благоприятных условиях его социально– педагогическая деятельность достигла бы еще более поразительных результатов. . Взлет А.С.Макаренко,как творца начался,когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.Здесь педагогу удалось главное–он нашел сильное средство воспитания,которым стал коллектив самих воспитанников.Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С.Макарен-ко,его терпение,твердость,забота о подростках,справедливость.К нему тяну-лись,как к отцу,искали правды,защиты. В колонии,получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив,деле-ние на отряды,совет командиров,внешняя атрибутика (знамя,сигналы горнис-тов,рапорт,форменная одежда),поощрения и наказания,традиции. Позже А.С.Макаренко сформулировал законы развития коллектива ,важнейшими из которых считал « систему перспективных линий » и « принцып параллельного педагогического воздействия » .

Педагогические положения А.С.Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях,где речь идет о воспитании человека.Он утверждал,что коллектив должен быть первой целью нашего воспитания. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде,но и в общей организации этого труд.Общая цель здесь–не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре , а именно цель всего коллектива.Отношение общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей,а только отношение общего к частному,которое, оставаясь только моим , будет итожиться в общее в особом порядке .

Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день , каждое движение коллектива .

Коллектив является частью общества, органически связанной со своими другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом , он несет на себе первый долг перед всей страной , только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда вытекает идея дисциплины. В таком случае каждому школьнику станут понятны и интересы коллектива, и понятия долга и чести. Только в такой инструментовке возможно воспитание гармонии личных и общих интересов, воспитание того чувства чести, которое ни в какой мере не напоминает старого гонора зазнавшегося насильника .

Достижение целей коллектива. общий труд,долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей .Коллектив – не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно он обладает органами

 

 

управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представ-лять интересы коллектива и общества .

Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми,это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения , подчинения большинству , ответственности и согласованности .

Для учительской работы в школе открываются широкие перспективы. Учитель призван создать эту образцовую организацию , беречь ее , улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива–вот его призвание .

Коллектив стоит на принципиальной позиции единства трудового человечества. Это непросто бытовое объединение людей,это–часть чело-вечества . Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать,если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы, переживаемой нами . В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива . Перед коллективом всегда,буквально на каждом шагу , должны стоять образцы нашей борьбы .

Из этих положений о коллективе вытекают и все детали развитию личности.Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов общества , способных без колебаний , всегда , в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка , способных в то же время требовать и от других правильного поведения . Наш воспитанник , кто бы он ни был , никогда не может выступать в жизни только как носитель некоего личного совершенства,только как добрый и честный человек.Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива,как член общества, отвечающий за поступки не только свои , но и своих товарищей .

В особенности важна область дисциплины,в которой мы,педагоги, больше всего нагрешили . До сих пор у нас существует взгляд на дисциплину как один из многочисленных атрибутов человека и иногда только как на метод , иногда только на форму.В обществе , свободном от каких бы то ни было потусторонних оснований нравственности,дисциплина становится не технической , а обязательно нравственной категорией. Поэтому для нашего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения,которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и амегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина , выражаемая только в запретных нормах ,-худший вид нравственного воспитания в школе .

А.С.Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана , но которую именно у нас создадут. Основные принципы этого воспитания :

1) уважение и требование 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение ; 6) закалка ;7) труд ;8) коллектив ; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость , игра ; 11) наказание и награда .

Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, повторял А.С.Макаренко,но еще и воспитывать правильные привычки, т.е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не

можем, потому что мы так привыкли . И воспитание этих привычек – гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания в моей работе, говорил А.С. Макаренко, воспитание характеров организовать сознание было очень легко. Все же человек понимает, человек сознает, как нужно поступать. Когда же приходиться действовать,то он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда поступок совершается по секрету,без свидетелй. Это очень точная проверка сознания – поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет? А.С. Макаренко признавался, что над этим вопросом должен был очень много работать. Он понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не знает – это очень трудно. (А.С. Макаренко - О Воспитании. М., 1988.)

Всякий поступок, не рассчитанный на интересы коллектива,есть поступок самоубийственный, он вреден для общества, а значит и для меня. И поэтому в нашей этике всегда должен присутствовать разум и здравый смысл. Какой бы вы не взяли вопрос, даже в любви, он решается тем, чем определяется все наше поведение. Наше поведение должно быть поведением знающих людей, умеющих людей, техников жизни, отдающих себе отчет в каждом поступке. Не может быть у нас этике без знания и умения, без организации. Это относится и к любви. Мы должны уметь любить, знать, как нужно любить. Мы должны к любви подходить как сознательные, здравомыслящие, отвечающие за себя люди, и тогда не может быть любовных драма. Любовь нужно организовать, как и все дела. Любовь также любит организацию, как и всякая работа, а мы до сих пор думали, что любовь – дело таланта. Ничего подобного.

Этическая проблема «полюбил-разлюбил»,«обманул-бросил» или проб-лема «полюбил и буду любить на всю жизнь» не может быть разрешена без применения самой тщательной ориентировки, учета, проверки и обязательного умения планировать свое будущее. И мы должны учиться, как надо любить. Мы обязаны быть сознательными гражданами в любви, и мы поэтому должны бороться со старой привычкой и взглядом на любовь, что–наитие свыше, навлекло вот такая стихия, и у человека только его «предмет» и больше ничего. Я полюбил,поэтому я опаздываю на работу, забываю дома ключи от служебных шкафов, забываю деньги на трамвай, любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает. А.С. Макаренко постоянно учил своих коммунаров и в любви проверять себя, думать о том, что будет завтра.

Воспитание в коллективе Макаров А.С. соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Жизнь подбрасывала все новые проблемы. Парадоксально,но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. А.С.Макаренко считал, что именно поэтому приостановилось внутреннее развитие колонии имени М. Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи–«завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорным. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива А.С. Макарова сработала и в другой раз, когда в 1927г.

 

он одновременно стал заведующим колонии им. Ф. Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников. С 1929г. А.С. Макаров оставляет за собой только последнюю колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость: налажены сложные производства электросверл и фотоаппаратов.

Сегодня в адрес А.С.Макаренко высказываются упреки и обвинения в якобы введенной им в колонии казарменной дисциплине,авторитарности самого педагога и созданного им коллектива, пренебрежение к личности.Но обоснованы ли они? Идеи развития личности в коллективе если и не объявлялись А.С.Макаренко публично как цель его педагогической системы, то успешно реализовывались на практике. Коммунары работали ежедневно по 4 часа, а свободное время отдавались хорошо организованному досуг.При коммуне были клуб, библиотека, кружки, спортивные секции,кино,театр. Летом совершались туристические походы Желающие продолжать образование занимались на рабфаке,поступали в вузы.Есть статистика: за 15 лет своей работы ( 1920-1935 ) через коллективы,созданные А.С.Макаренко прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных,ставших достойными людьми , квалифици-рованными специалистами.Конечно,как любой педагог А.С.Макаренко также не избежал ошибок и неудач.С 1936 г. А.С.Макаренко оставляет свою педагогическую деятельность, переезжает в Москву и занимается литературной работой.Здесь он пережил и трагический 1938 г.

Опыт А.С.Макаренко уникален, как, впрочем , уникален и сам педагог . Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться впечатляющих результатов . имея дело со столь трудными воспитанниками . Возвеличивание А.С.Макаренко началось еще в 30-е гг.., и длительное время он считался едва ли не самым выдающимся отечественным педагогом . Напомним , однако , что ни при жизни А.С.Макаренко , ни после его смерти власти , предписывая изучение его педагогической системы , отнюдь не спешили с ее внедрением , хотя и колоний и соответствующего «человеческого материала» было в избытке . Кстати , такая же судьба постигла и талантливый эксперимент Шацкого с детским сообществом.К опыту А.С.Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги , некоторые из них в свое время были его воспитанниками .

В 1905 г. А.С.Макаренко окончил городское училище и педагогические курсы и был назначен учителем двухклассного железнодорожного училища . А в 1914-1917гг. обучался в Полтавском учительском институте.По окнчании стал заведующим высшего начального училища в Крюково.Уже здесь А.С.Макаренко основательно увлекся педагогикой,искал новое в воспитательной работе как с отдельными учениками,так и с коллективом.Необычайная длительность педаго-гического опыта А.С.Макаренко является фундаментальным «измерением» его таланта в пространстве и времени.

Замечательный педагог,макаренковед,профессор Нижегородского государ-ственного педагогического университета Анатолий Аркадьевич Фролов очень точно и весомо сказал о А.С.Макаренко «Он выдающий представитель воспи-тательной педагогики.А.С.Макаренко–один из немногих классиков педагогики, который является надежным ориентиром для решительного поворота педагогики и школы к проблемам воспитания , который сейчас стал крайне необходимым со всей очевидностью . Для этого нужно будет сменить тип школы , освободиться от фетиша «школы учебы».

Основная страница  Программа Материалы Фоторепортаж

 

Hosted by uCoz