ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В ОЦЕНКАХ НАСЛЕДИЯ А.С.МАКАРЕНКО

ГОРНОСТАЕВ П.В. 

Необыкновенно широк спектр мнений о педагогическом наследии А.С.Макаренко. Пожалуй, мы не найдем другого педагога, на котором бы скрестилось такое большое количество противоположенных точек зрения по разным вопросам воспитания, которого бы так подвергали ожесточенной критике с разных сторон. Заслужить такое может только великий человек. Причинами разных взглядов могут быть диалектически противоречивый характер самих рассматриваемых педагогических явлений, различия в методологических подходах авторов, неоднозначное толкование терминологии и т.д. Одной из причин являются различия в идейно-политических позициях, в идеологических ориентациях.

После учиненных властями Российской Федерации «мероприятий» по «деидеологизации» и «департизации» образовательных учреждений употребле-ние понятий «идейно-политический», «идеологический», «классовый» убави-лось, но политика из педагогической жизни не ушла. Да и сам официальный акт о деидеологизации, разгон пионерского движения и комсомола и многое другое явились политизацией, только с другого конца. Ставшее крылатым ленинское «школа вне жизни, вне политики – это ложь и лицемерие» [5, с.77] отражает и сегодняшние наши реалии. Воспитание и обучение всегда будут носить политический, классовый характер, пока остануться социальные группы с различными политическими и экономическими интересами. Конечно, данное обстоятельство, по справедливому утверждению П.Ф.Каптерева, не позволяет с достаточной полнотой реализовать «педагогический идеал», так как школы «формируются не сообразно своим собственным потребностям, а согласно изменяющимся политическим видам государства» [4, с.209].

А.С.Макаренко на своем педагогическом посту самоотверженно, подвиж-нически, талантливо служил государству, родине, народу. Об этом красноречи-во свидетельствуют его практические дела в воспитательных учреждениях и научное и литературное творчество. Он, разумеется, видел теневые стороны в общественно-политической жизни Советского Союза, различные увлечения, ошибки и извращения, но оставался настоящим советским гражданином, патри-отом, не предавал коммунистических идеалов. Он считал коммунистические общественные и воспитательные идеалы великими ценностями и в меру своих сил способствовал вхождению в жизнь хотя бы отдельных элементов этих идеалов.

Во всех выступлениях перед широкой аудиторией, во всех педагогичес-ких и художественных сочинениях мажорно звучит глубокая вера Учителя в коммунистические идеалы, как высшие, истинно общечеловеческие. В реали-зации их он видел гармоничное слияние личного и общественного, оптималь-ное развитие личности каждого, обретение подлинного счастья всеми гражда-нами. У А.С.Макаренко в связи с этим читаем: «Самое важное, что нам пред-стоит, - это накопление традиций коммунистического поведения» [6, с.435]. «Мы знаем, каким должен быть наш гражданин, мы должны прекрасно знать, что та-кое новый человек … мы должны стремиться всех людей, всех детей воспиты-вать в наибольшем приближении к этому коммунистическому идеалу. Вот от-куда должна исходить наша практическая педагогика. Она должна исходить из наших политических нужд и при этом диалектически»[6, с.362].

Если бы в педагогике А.С.Макаренко не было коммунистической идейной направленности, то критических стрел, выпущенных в него, было бы во много раз меньше. Меньше было бы и искажений его наследия, фальсифи-каций. Наиболее ярыми критиками и фальсификаторами, как правило, являют-ся люди антисоветского, антикоммунистического толка. Они с большим рвени-ем отыскивают негативное и в сугубо педагогических вопросах, прямо не свя-занных с политикой. Многие макаренковеды уже не раз отмечали, мягко говоря, несправедливую критику Ю.П.Азарова. Его усердие в очернении А.С.Макаренко хорошо иллюстрирует тесную связь политики с педагогикой, идейных ориентаций человека с его взглядами на различные педагогические проблемы. Ведь этот перевертыш, когда стоял на советских, на коммунистичес-ких позициях (хотя бы внешне), в своих публикациях о А.С.Макаренко высоко возносил его, не высказывал ничего плохого о нем; стоило же ему перебежать в стан разрушителей Советского Союза, антисоветчиков и антикоммунистов – и идеи бывшего кумира, оказывается, уже «не могут быть приняты гуманистическим воспитанием» [1]. Нам уже приходилось в ряде публикаций более подробно опровергать фальсификации Ю.П.Азарова, поэтому обращаем читателя к ним [2; 3 и др.].

Центральной проблемой в наследии А.С.Макаренко является взаимо-действие коллектива и личности, коллективизм и индивидуализм как качества личности. Наличие самых разных, в том числе противоположенных, точек зрения по этой проблеме является естественным, так как здесь очень подвижен, диалектичен переход от одних педагогических воздействий к другим, очень размыты грани между положительным и негативным, трудно соблюсти разумную меру, нужна тонкая инструментовка. Но в данном случае дело еще более осложняется тем, что проблема напрямую связана с политическими факторами: сторонники социалистического пути развития оттстаивают коллективизм, а капиталистического – индивидуализм. И тут главный антимакаренковец вовсю пустился на искажения, произвольные трактовки и явную фальсификацию. Все его измышления опровергаются сопоставлением их с практическими делами и трактовками самого А.С.Макаренко, да и с публикациями того, еще «советского» Ю.П.Азарова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю. Великий педагог ГУЛАГа. Макаренко и сталинизм // Труд. – 1992. – 17 окт. – С. 5.

2. Горностаев П.В. Нет, не затоптать тебя, великий подвижник! // Открытая школа. – 1998. - № 4. – С. 34–38.

3. Горностаев П.В. Теоретико-методологические обоснования гуманистической педагогики А.С.Макаренко // Гуманистическая парадигма образования и воспитания… - М.: ИТИП РАО, 1998. – С. 155-157.

4. Каптерев В.П. Педагогический процесс // Каптерев В.П. Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1982. – С. 163-231.

5. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просещению 28 августа 1918 г. // Полн. собр. соч. – Т. 37. – С. 74-78.

6. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. – Т. 5. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Основная страница  Программа Материалы Фоторепортаж
Hosted by uCoz