НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННАЯ

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ЕГОРОВА С.С.

Богатое и многогранное по своему содержанию понятие «реабилитация» ранее использовалось преимущественно в медико-социальном аспекте, поэтому некоторые современные исследователи отождествляют реабилитационную педагогику с лечебной и коррекционной педагогикой.

Специфика реабилитационной педагогики настолько сложна и неоднозначна, что не позволяет пока выделять ее в самостоятельную педагогическую отрасль. Как учебная дисциплина она включает много дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, и даже самого предмета реабилитационной педагогики и понятия "педагогическая реабилитация".

Реабилитационная педагогика -это научное направление , объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания и, хотя, ему уже более 200 лет, теоретическая область реабилитационно-педагогической деятельности находится сегодня лишь в стадии формирования.

Интенсивное развитие в последнее время этой новой научной и учебной дисциплины в России обусловлено рядом причин:

во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить катастрофический рост числа социально дезадаптированных детей и подростков;

во-вторых, логикой развития самой науки, педагогики в частности, где всё больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности, междисциплинарности и, вместе с тем, к дифференциации в научном познании. В целом, для науки последней трети 20 века характерно формирование множества новых, пограничных областей социального знания;

в-третьих, новыми ценностными основаниями образования и воспитания, прежде всего их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребенок в этом мире может и должен стать ценной личностью;

в-четвертых, потребностями, возникшей в России в середине 90-х широкой разноведомственной сети социально-реабилитационных учреждений для работы с социально дезадаптированными несовершеннолетними, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом обеспечении.

Усиление внимания к психолого-педагогическому и социально-педагогическому аспектам реабилитации связано во многом с оформлением социальной педагогики как самостоятельной науки.

Содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается в научных исследованиях либо как процесс, либо как комплекс, система мер (педагогических, психологических, медицинских, социальных) или их результат , направленных на помощь ребенку стать полноценной , социально полезной личностью. (Жданова М.А, Б.Н. Алмазов, Н.А. Баранова, С.А. Вайзман, Морозов В.В., Беличева С.А.). Накопившиеся в данной области эмпирические и теоретические знания требуют осмысления и систематизации.

На наш взгляд, особенно важно для дальнейшего развития этого направления, "новое прочтение" теории и практики социально-педагогической деятельности А.С.Макаренко. Разработанная им высокотехнологичная система воспитания, направленная на преодоление подростковой дезадаптации, безусловно, может служить одним из основных источников решения проблем реабилитации детства.

Странно, но даже в свете последних государственных устремлений на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, реальный опыт «безрецидивной» педагогики Макаренко, его гениальный социально-

педагогический эксперимент ресоциализации «трудных» подростков остаются

без должного внимания.

Незнание подлинного опыта Макаренко и его теоретических работ, посвященных проблемам воспитания и перевоспитания ведет к тому, что у многих специалистов, осуществляющих социально-педагогическую реабилитацию (а это, в основном, сотрудники учреждений социальной сферы ) имя Макаренко ассоциируется с воспитательной работой в массовой советской школе и исправительных учреждениях для правонарушителей, построенной на коммунистической идеологии.

За основу процесса реабилитации сегодня берется индивидуально-психологический подход (в соответствии с западными теориями социальной работы), панацеей считаются индивидуальные консультации психолога, социально-педагогические тренинги и ролевые игры.

А ведь Макаренко один из первых указывал на то, что неверно видеть причины социальной дезадаптации только в личностных особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многолетние отечественные исследования также доказывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим, основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации» [ 1, с. 53] .

Сегодня особенно актуально проанализировать с новых ценностных позиций социально-педагогическую технологию перевоспитания А.С.Макаренко, реабилитационный потенциал которой не использован в должной мере в современных моделях ресоциализации, применяемых в социально-реабилитационных учреждениях.

Основой, созданной им воспитательной системы служила педагогически организованная среда жизнедеятельности подростков, направленная на социальное оздоровление человека (духовное, нравственное, физическое), где главную реабилитационную функцию выполнял воспитательный коллектив.

А то, что провозглашается сегодня основными принципами

реабилитационной работы и осуществляется на практике, по сравнению с опытом Макаренко выглядит явно невыразительно и мелкомасштабно:

- ведь у него не просто включение в группу, в коллектив сверстников, а создание единого воспитательного коллектива (детей и взрослых), представляющего собой воспитательную систему «целостный социальный организм» [ 4] , «свободное объединение людей…хорошо дисциплинированный одухотворенный коллектив, связанный тесными узами дружбы» [ 3, с. 96] , где в качестве одной из целей, и одновременно, принципом и средством выступает «идея защищенности личности в коллективе» [ 2, с. 197] .

не просто воспитание трудовых навыков, а серьёзное производство на хозрасчетной основе, участие всего коллектива в экономической и управленческой деятельности, приобретение реальных специальностей и развитие активной жизненной позиции. Одно из основных положений личностно-социальной концепции Макаренко – это развитие качеств личности, позволяющих быть хозяевами и творцами собственной жизни, а не иждивенческих ( в чем преуспевают наши учреждения, работающие с детьми, оставленными без попечения родителей).

Макаренко «шагнул дальше» современных программ и карт реабилитации (содержащих, в основном, описание условий жизни ребенка, характера взаимоотношений и перечень реабилитационных мероприятий), говоря о необходимости «проектировки личности», создании программы человеческого характера, включающей всё содержание личности. [ 2, с. 129-130] .

возникающие сегодня проблемы в ходе социально-педагогической реабилитации (особенно на постреабилитационном этапе) можно объяснить «слабостью и неясностью перспективы» и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, характерной для нашего общества, в то время как учреждения Макаренко отличало наличие открытой жизненной перспективы как для личности, так и для целого коллектива.

Существует еще множество педагогических принципов, сформулированных А.С.Макаренко, использование которых могло бы способствовать успешному решению проблем реабилитации детства: принцип связи воспитания с жизнью, принцип уважения и требования к личности, принцип педагогического оптимизма и параллельного действия и др.

Только вот для успешного применения макаренковской педагогики в современных условиях, по его же словам, « требуется большое творчество, требуется душа, личность. В это дело надо вложить вашу собственную личность» [ 2] .

 

ЛИТЕРАТУРА.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 1 – М., 1983.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 4 – М., 1984.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 7 – М., 1986.

Теория и практика воспитания. Рязань, 1997.

Основная страница  Программа Материалы Фоторепортаж

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz