Богатое и многогранное по своему содержанию понятие «реабилитация» ранее использовалось преимущественно в медико-социальном аспекте, поэтому некоторые современные исследователи отождествляют реабилитационную педагогику с лечебной и коррекционной педагогикой.
Специфика реабилитационной педагогики настолько сложна и неоднозначна, что не позволяет пока выделять ее в самостоятельную педагогическую отрасль. Как учебная дисциплина она включает много дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, и даже самого предмета реабилитационной педагогики и понятия "педагогическая реабилитация".
Реабилитационная педагогика -это научное направление , объединяющее медицинские, психологические, общепедагогические и дефектологические знания и, хотя, ему уже более 200 лет, теоретическая область реабилитационно-педагогической деятельности находится сегодня лишь в стадии формирования.
Интенсивное развитие в последнее время этой новой научной и учебной дисциплины в России обусловлено рядом причин:
во-первых, поиском новых подходов к обучению и воспитанию, способных снизить катастрофический рост числа социально дезадаптированных детей и подростков;
во-вторых, логикой развития самой науки, педагогики в частности, где всё больше проявляются тенденции к интеграции, комплексности, междисциплинарности и, вместе с тем, к дифференциации в научном познании. В целом, для науки последней трети 20 века характерно формирование множества новых, пограничных областей социального знания;
в-третьих, новыми ценностными основаниями образования и воспитания, прежде всего их гуманистической направленностью, выражением которой и становится комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация, предполагающая, что каждый ребенок в этом мире может и должен стать ценной личностью;
в-четвертых, потребностями, возникшей в России в середине 90-х широкой разноведомственной сети социально-реабилитационных учреждений для работы с социально дезадаптированными несовершеннолетними, в методическом, кадровом, научно-теоретическом и технологическом обеспечении.
Усиление внимания к психолого-педагогическому и социально-педагогическому аспектам реабилитации связано во многом с оформлением социальной педагогики как самостоятельной науки.
Содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается в научных исследованиях либо как процесс, либо как комплекс, система мер (педагогических, психологических, медицинских, социальных) или их результат , направленных на помощь ребенку стать полноценной , социально полезной личностью.
(Жданова М.А, Б.Н. Алмазов, Н.А. Баранова, С.А. Вайзман, Морозов В.В., Беличева С.А.). Накопившиеся в данной области эмпирические и теоретические знания требуют осмысления и систематизации. На наш взгляд, особенно важно для дальнейшего развития этого направления, "новое прочтение" теории и практики социально-педагогической деятельности А.С.Макаренко. Разработанная им высокотехнологичная система воспитания, направленная на преодоление подростковой дезадаптации, безусловно, может служить одним из основных источников решения проблем реабилитации детства.Странно, но даже в свете последних государственных устремлений на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, реальный опыт «безрецидивной» педагогики Макаренко, его гениальный социально-
педагогический эксперимент ресоциализации «трудных» подростков остаются
без должного внимания.
Незнание подлинного опыта Макаренко и его теоретических работ, посвященных проблемам воспитания и перевоспитания ведет к тому, что у многих специалистов, осуществляющих социально-педагогическую реабилитацию (а это, в основном, сотрудники учреждений социальной сферы ) имя Макаренко ассоциируется с воспитательной работой в массовой советской школе и исправительных учреждениях для правонарушителей, построенной на коммунистической идеологии.
За основу процесса реабилитации сегодня берется индивидуально-психологический подход (в соответствии с западными теориями социальной работы), панацеей считаются индивидуальные консультации психолога, социально-педагогические тренинги и ролевые игры.
А ведь Макаренко один из первых указывал на то, что неверно видеть причины социальной дезадаптации только в личностных особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррекцией. Многолетние отечественные исследования также доказывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой референтной значимости коллектива, отчуждением от основных институтов социализации. В соответствии с этим, основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации» [
1, с. 53] . Сегодня особенно актуально проанализировать с новых ценностных позиций социально-педагогическую технологию перевоспитания А.С.Макаренко, реабилитационный потенциал которой не использован в должной мере в современных моделях ресоциализации, применяемых в социально-реабилитационных учреждениях. Основой, созданной им воспитательной системы служила педагогически организованная среда жизнедеятельности подростков, направленная на социальное оздоровление человека (духовное, нравственное, физическое), где главную реабилитационную функцию выполнял воспитательный коллектив.А то, что провозглашается сегодня основными принципами
реабилитационной работы и осуществляется на практике, по сравнению с опытом Макаренко выглядит явно невыразительно и мелкомасштабно:
-
ведь у него не просто включение в группу, в коллектив сверстников, а создание единого воспитательного коллектива (детей и взрослых), представляющего собой воспитательную систему «целостный социальный организм» [ 4] , «свободное объединение людей…хорошо дисциплинированный одухотворенный коллектив, связанный тесными узами дружбы» [ 3, с. 96] , где в качестве одной из целей, и одновременно, принципом и средством выступает «идея защищенности личности в коллективе» [ 2, с. 197] .не просто воспитание трудовых навыков, а серьёзное производство на хозрасчетной основе, участие всего коллектива в экономической и управленческой деятельности, приобретение реальных специальностей и развитие активной жизненной позиции. Одно из основных положений личностно-социальной концепции Макаренко – это развитие качеств личности, позволяющих быть хозяевами и творцами собственной жизни, а не иждивенческих ( в чем преуспевают наши учреждения, работающие с детьми, оставленными без попечения родителей).
Макаренко «шагнул дальше» современных программ и карт реабилитации (содержащих, в основном, описание условий жизни ребенка, характера взаимоотношений и перечень реабилитационных мероприятий), говоря о необходимости «проектировки личности», создании программы человеческого характера, включающей всё содержание личности. [
2, с. 129-130] .возникающие сегодня проблемы в ходе социально-педагогической реабилитации (особенно на постреабилитационном этапе) можно объяснить «слабостью и неясностью перспективы» и отсутствием уверенности в завтрашнем дне, характерной для нашего общества, в то время как учреждения Макаренко отличало наличие открытой жизненной перспективы как для личности, так и для целого коллектива.
Существует еще множество педагогических принципов, сформулированных А.С.Макаренко, использование которых могло бы способствовать успешному решению проблем реабилитации детства: принцип связи воспитания с жизнью, принцип уважения и требования к личности, принцип педагогического оптимизма и параллельного действия и др.
Только вот для успешного применения макаренковской педагогики в современных условиях, по его же словам, « требуется большое творчество, требуется душа, личность. В это дело надо вложить вашу собственную личность» [
2] .
ЛИТЕРАТУРА
.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 1 – М., 1983.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 4 – М., 1984.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т 7 – М., 1986.
Теория и практика воспитания. Рязань, 1997.
Основная страница | Программа | Материалы | Фоторепортаж |